+7 (812) 703 41 90

Деловые игры в бизнес-школе

Что такое деловые игры?

Деловые игры - дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.

Вы спросите, зачем деловые игры школе. Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы мы считаем не просто обучение, получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества.

Цель нашей школы - человек успешный. А Вы, наверное, согласитесь с нами, что знания для успеха - условие обязательное, но не достаточное. Ну и кроме того в нашей школе учатся активные, целеустремленные, не побоимся даже этого слова, честолюбивые молодые люди, которым вовсе не улыбается ждать десяток лет для того, чтобы попробовать себя в настоящем деле.

И потому мы играем! И сами создаем для себя деловые игры...

Наши игры действительно уникальны. Они не имеют аналогов и созданы нами ( преподавателями и ребятами) для нас же. Наши игры поразительно масштабны, сложны по своей структуре и организации. Так, в наиболее продвинутых версиях игры "Рынок" задействовано до 30 различных служб. А в организации одной такой игры, рассчитанной на 250 - 300 участников, заняты, как правило, от 35 до 60 человек.

Особенностью наших деловых игр является их абсолютная правдоподобность. В наших "играх" все происходит всерьез. Играют 150-300 человек разного возраста с утра и до вечера. Часов 7-8.

Если в игре задействованы предприятия, они создаются и регистрируются на полном серьезе. На полном серьезе платятся налоги, берутся (и отдаются) кредиты, выпускаются акции, делится прибыль. Если рынок осваивают гуманитарии, они продвигают реальные, здесь же созданные или, если это допускается правилами, заранее подготовленные "шедевры": поэмы, концертные номера, инсталляции. Сталкиваются с огромным количеством разнообразных мелочей. От той, что своим произведением надо кого-то заинтересовать, до той, что прибыль, которую они в итоге получат, зависит оказывается даже от качества бумаги, на которой будет издан опус. Мы уж не говорим об организации концертных программ. Здесь все еще сложнее.

На игровой площадке - все реалии серьезного "законного" рынка. Регистрационные палаты, банки, налоговые инспекции, акции, биржи труда. Производитель и потребитель. Государственные инстанции, единомышленники и конкуренты. Возможность преуспеть или проиграть. Правда, цена поражения пока не так велика, как в настоящей жизни.

Мы моделируем то, что актуально сегодня. Вместе со всей страной мы "играли" в ВАУЧЕР; во время биржевого бума создали первую школьную биржу, затем биржу валютную, управляя игровыми банками, пытались разобраться в том, за счет чего они получают прибыль, моделировали процессы акционирования, работы на фондовом рынке - учились защищать свою интеллектуальную собственность; с удовольствием управляем макроэкономическими процессами сегодня.

За годы существования школы нами было создано более десятка различных игр. Одни из них имели локальное значение, другие "приживались" надолго. Во многие из них мы с удовольствием играем и сегодня.

Одна из первых, созданных еще в 1992 году и в то же время самых любимых и часто играемых - "Рынок". Это модель современных микроэкономических отношений, где каждый участник, сориентировавшись в экономической ситуации, может зарегистрировать предприятие той или иной формы собственности, взять кредит, наладить производство, рекламу и сбыт товара. Или, напротив, не беря на себя лишней ответственности, наняться в наемные рабочие, стать представителем свободных профессий, устроиться на работу в государственные структуры и т.д. Игра начинается с аукциона, где каждый участник может более или менее удачно реализовать имеющиеся аукционные чеки и взятые кредиты. Уже в первые минуты игры играющие понимают, как много зависит от их активности, смелости, умения быстро ориентироваться в ситуации, договариваться с людьми. Имея одинаковое количество денег (и одинаковые теоретические знания), можно обеспечить карт-бланш всем своим начинаниям на несколько часов вперед, а можно оказаться в долгах и не создать ничего практически полезного.

За годы проведения игра многократно модифицировалась, усложнялась и расширялась. Теперь, в зависимости от "продвинутости" участников, можно варьировать сложность и масштабность игры. Можно позволить участникам научиться иметь дело и с недвижимостью, и с депозитариями, участвовать в различных тендерах, становиться участником фондового рынка, переживать различные экономические кризисы, а можно обеспечить относительно лояльную экономическую среду начинающим бизнесменам.

А в 1999 году была создана целая серия гуманитарных игр, посвященных проблемам продвижения гуманитарных проектов - книг, песен, спектаклей и т.д., проблемам привлечения инвестиций, рекламе, связям с общетвенностью, в ходе которых многочисленные гуманитарии, заполонившие к этому времени школу, активно вовлекались в рыночные отношения...

Последней и самой любимой нашей разработкой является новая игра под названием "Регионы", которая моделирует уже макроэкономические процессы. В ходе этой игры участникам приходится решать и вопросы политического устройства своего региона, и многочисленные экономические вопросы. Заниматься и проблемами внутренними, такими как экологическое состояние, влияющее, как и положено, на все сферы жизнедеятельности региона, и проблемами "внешними", связанными с взаимодействием с соседями: эмиграцией, проблемами импорта и экспорта, развитием совместных предприятий.

Любопытно, что в этой игре есть возможность попробовать себя в самых разных профессиональных и социальных ролях. Есть место и для государственных деятелей, и для предпринимателей, более или менее квалифицированных рабочих и ученых, а также для исследователей, "креаторов" - людей, специализирующихся на разработке новых проектов , без которых не может развиваться производство, а следовательно, и специалистов патентных бюро, занимающихся проблемами защиты и продвижения их интеллектуальной собственности.

В ходе этой игры каждый участник может стать президентом своего региона, членом правительства, принимать участие в выработке решений, от которых зависит судьба всего региона. А может избрать и совсем другую "судьбу". Какая стратегия принесет наибольший финансовый успех, каждый раз определяется прямо по ходу игры и зависит и от сочетания множества конкретных условий, формируемых каждый раз иначе организаторами игры, и, конечно же, от самих участников.
Таким образом, деловые игры являются неотъемлемой частью нашего учебного процесса. Участвуя в этих играх, слушатели школы могут не просто учиться ориентироваться в непростых реалиях сегодняшнего дня, но и "примеривать" на себя ту или иную жизненную позицию, пробовать себя в различных ролях, учиться таким "дорогим" вещам, как умение не пасовать и не теряться в сложных ситуациях, умение работать в команде, быть лидером, планировать свои действия и предвидеть их результат, умение держать в голове множество важных мелочей, да и просто знать, что не все так просто устроено в этом мире, что булки не растут на деревьях, что каждому гению нужен хороший менеджер и на каждого сильно умного найдется с десяток еще более таковых. Словом, убеждаются в том, что учиться и правда необходимо.

С 1993 года в наших играх приняло участие более 5 тыс. человек, школьников и студентов, проживающих в различных регионах нашей страны.

С 1996 года на базе нашей школы проводился второй тур Санкт-Петербургской Экономической Олимпиады. Он представлял собой гигантскую Деловую Игру (до 300-400 участников). Таким образом, благодаря деятельности нашей школы, ежегодно до 1000 финалистов - лучших юных экономистов Санкт-Петербурга - получали возможность принять участие в подобной Игре и тем самым получить бесценный опыт реальной экономической деятельности.

Если и Вы хотите принять участие в одной из наших игр, пригласить команду наших слушателей для проведения игры в Вашей школе или в ВУЗе или приобрести одну из наших разработок, мы будем рады помочь и Вам.

Большая деловая игра: РЕГИОНЫ

Большая Деловая Игра, имитирующая основные макроэкономические процессы.

Продолжительность игры – 6–8 часов.

Количество служб на игре – 14-18.

Количество участников – от 100 до 300 человек.

Разработчик идеи и организатор игры - Бизнес-школа «Взмах».

На сегодняшний день в игре приняли участие более 1300 человек.

Суть игры:

Одна из основных действующих единиц на игре – регион, который является моделью отдельного государства. Регион населяют команды-города (по 5 человек в каждом). Уровень развития региона определяется несколькими показателями: наука, технология, экология, инфраструктура, сырье. Этот уровень оказывает влияние на итоговый результат.

Граждане региона определяют политический строй и выбирают правительство региона. Правительство устанавливает размеры таможенных сборов, стоимость участков земли, определяет региональный земельный фонд, принимает все решения, принципиально влияющие на развитие региона. Все пошлины, собранные за игру, идут в доход региона и в конце игры делятся между командами. Одна из возможностей заработать деньги на игре – производство товара (конструируется самим участником игры по определенным правилам). Для производства товара необходимо зарегистрировать предприятие. Товар производится только из заданного сырья. Каждый новый вид товара патентуется.

Произведенный товар необходимо зарегистрировать. Далее товар можно продать на рынке (по свободной цене), занести на свой личный счет (по номиналу) или вложить в недвижимость. Недвижимость приносит доход владельцу каждый игровой период.

В случае необходимости любая команда может получить кредит в банке. Итоговый игровой результат складывается из двух частей. Доход команды состоит из долей в предприятиях, патентных бюро, недвижимости, авторских вознаграждений за патенты, стоимости принадлежащего ей товара. Кроме того, региональный доход, складывающийся из пошлин, полученных регионом за игру, умножается на коэффициент, зависящий от итоговых показателей развития региона, и делится между командами региона.

МЭКОМ: Моделирование экономики и менеджмента

1. Общие положения

МЭКОМ - это компьютерная игра, позволяющая провести соревнование в области производства и менеджмента между учащимися, организованными в «компании», число которых может варьироваться от двух до восьми. Игроки должны превзойти конкурентов в прибыльности своего предприятия, в продаже продукции, в доле участия в рынке. В ходе игры МЭКОМ дает возможность попрактиковаться в умении читать и понимать финансовые отчеты.

МЭКОМ заставляет учащихся задуматься над основами производства, маркетинга и финансового дела, соотнести их с экономическими принципами и законами, которые они изучают. В ходе игры учащиеся устанавливают цены на свой продукт, определяют объем производства, планируют маркетинг и затраты на научно-исследовательскую деятельность, определяют объемы вложений в строительство и оснащение оборудованием. Принятие такого рода решений требует систематического, аналитического мыш­ления и делает МЭКОМ одновременно мощным учебным средством и азартным состязанием.

2. Описание игры

Предполагается, что у каждого игрока есть своя компания, которая производит нечто совершенно новое для покупателя. Жанр игры можно абстрактно определить, как пошаговая стратегия. На экономической основе, естественно. В игре участвует до восьми команд.

Каждая команда для другой – конкурент. Как правило, игра заканчивается после 8-9 ходов, в зависимости от сценария, который составляет ведущий. Каждый из восьми, девяти, десяти или скольких-то еще ходов Вы принимаете решение.

«Решение», алгоритм которого изложен ниже, принимается по пяти показателям. Это цена, производство, маркетинг, инвестиции и НИР (Научно-Исследовательские Разработки, качество Вашего товара). Результат решения команды на определенный период можно видеть с помощью МПИ (Мэм-Показательный Индекс).

Выигрывает та команда, у которой в последний период самый большой МПИ. МПИ в большей степени зависит от Вашей накопленной прибыли («Н. прибыль»). Следовательно, это и есть основная цель игры: накопить к последнему периоду самую большую прибыль.

3. Работа с отчетом

Предлагаем следующий порядок действий: сначала Вы получаете свой отчет и смотрите свой МПИ (РИФ). Радуетесь или рвете на себе волосы. Потом рассмотрите основную статистику других команд (расположена под названиями команд), это интересно. Затем надо работать над следующим решением. Первое, что сейчас Вам надо сделать – посчитать свои деньги. Для простоты подсчета предлагаю Вам сделать так: сначала посчитать себестоимость, амортизацию и производство на следующий период. Это – постоянные. Но обо всем по порядку.

Итак, сначала вы смотрите свою максимальную «мощность сл. пер.» (в штуках) и умножаете ее на 0,8. Почему именно на 0,8? Потому, что при таком использовании мощности достигается максимальная эффективность производства (см. лекцию по экономике про издержки). 0,8 – это разумный коэффициент тогда, когда Ваша цена, деленная на себестоимость, составляет меньше 1,6. Перемножили – получили цифру, которую и записали в Вашем листочке для решения, в графе «Производство». Еще раз:

Производство = Мощность сл. пер. * 0,8

Затем Вы считаете Вашу себестоимость на следующий период:

Себестоимость (n+1) = (Мощн. нулевого периода * 15)/Мощность сл. пер. + 3

Используя эту формулу при 80% производства, получившееся еще нужно умножать на 1.01. Дальше по периодам эта цифра будет возрастать, но несущественно.

Посчитали и записали, желательно где-нибудь на отчете...

Дальше считаете амортизацию на следующий период. Тоже все просто:

Амортизация (n+1) = Мощность сл. пер. * 2

Все три выше указанные данные у Вас желательно должны быть запечатлены на листе с отчетом – так будет легче считать Ваши денежки, ведь когда Вы будете их считать, то будете иметь перед глазами все необходимые цифры.

Итак, формула денег следующая:

Деньги = Предел кредита – Займы + Наличные средства + Амортизация (n + 1) – (Производство * Себестоимость (n + 1))

Посчитали деньги: «деньги =...», это опорная цифра в Вашем решении, и она всегда должна быть перед глазами. Это те деньги, которые Вы сейчас будете распределять между Маркетингом, Инвестициями и НИР’ом.

Вот факторы, которые Вы можете учитывать при распределении денег между тремя вышеуказанными параметрами:

Маркетинг:

Эффект нестандартности.

Действует в течение одного периода, но гораздо сильнее, чем НИР.

Нежелательно одновременно вкладывать вместе с НИР’ом.

НИР:

Эффект нестандартности.

Лучше один раз двадцать, чем четыре раза по пять.

Действует гораздо слабее, чем маркетинг, но на протяжении всей игры.

После четвертого периода на НИР лучше не тратиться.

Нежелательно одновременно вкладывать вместе с Маркетингом.

Инвестиции:

Сюда Вы вкладываете все оставшиеся деньги. Инвестиции увеличивают максимальную мощность следующего периода, а, значит, уменьшают себестоимость, и позволяют поставить более низкую цену. Каждые $40, вложенные в Инвестиции сверх амортизации, увеличат вашу мощность на следующем периоде на 1 шт.

Цена... Это самое главное. Вам важно решить, какую прибыль Вы хотите сейчас получить. «Сто тысяч долларов!!!» – скажете вы, м.б... И поставите цену больше чем у всех, и никто у вас ничего не купит. Поэтому Вам важнее всего угадать, на какую прибыль при определенном складе обстоятельств Вы можете РЕАЛЬНО рассчитывать.

Формула следующая:

Цена = [Ожидаемая прибыль / (1 – Ставка налога на следующий период) + Ваши вложения в Маркетинг + Ваши вложения в НИР + Амортизация (n + 1) + Банковский процент] / (На складе + Ваше производство) + Себестоимость (n + 1).

Получили цену... На первом периоде она покажется Вам немного великоватой, но это совершенно нормально. Вписав все решения в бумажку, Вы отыскиваете ведущего и вручаете решения ему. Вот и все.

P.S.Эффект нестандартности? В чем же закавыка?

Вот в чем: Если из всех компаний только одна положит в маркетинг, то ей достанется львиная доля заказов, и при условии, что они не окажутся невыполненными, компания получит прибыль, превышающую суммарную прибыль всех компаний. Наоборот, если из 8-ми компаний только одна не положит в маркетинг, то и в этом случае нестандартное решение окажется выигрышным. То же самое справедливо для НИР’а. Помните: умение сделать то, что кроме Вас никто не сделал, «нестандартное решение» – один из главных принципов предпринимательства.


Старшая школа (Бизнес-школа, 7-11 класс) с углубленным изучением английского языка и экономики.