Мастерская создает и затрагивает сразу несколько пластов: игровой, учебный, культурный, творческий. Слушатель здесь сам участвует в формировании тех знаний и навыков, которые он получает в пространстве мастерской. И взрослые (педагоги), и ученики участвуют в формировании познавательного пространства на равных. К голосу каждого стараются прислушиваться. Пусть даже ценой изменения в процессе такого обсуждения и целей, и задач мастерской.
Главное условие работы и сотрудничества – это свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного творческого продукта.
Зачастую в ходе организации мастерской слушателям БШ предлагается решение некоей образовательной задачи, для которой у них нет ни опыта, ни знаний. Часто учителем не дается даже подсказки по поводу того, как ее решить, нам важно, чтобы наши слушатели приобрели в такой работе чрезвычайно важный опыт – опыт самостоятельного «открытия»! Научились не только постигать, но и создавать, приобрели уверенность в том, что нет ничего невозможного для человека пытливого, мыслящего и упорного.
Самостоятельная работа проходит как в группах, так и индивидуально, учитель направляет эту работу, на определенных этапах корректирует ее ход, «подбрасывая» новую идею, тему для размышления или иной познавтельный материал.
В итоге работы каждый слушатель (или группа) предъявляет свои результаты и говорит о своих впечатлениях от работы.
Во «Взмахе» накопился большой опыт проведения мастерских с самыми разными возрастными группами учащихся и по многим предметам. Ниже приводится список таких мастерских в хронологическом порядке.
2003 г.
Модернизм в искусстве: пути развития.
2004 г.
1. «Коэльо с Мураками не трогайте руками!» (очерки развития современной псевдолитературы)
2. Краткая история киноискусства (1). Начало.
Съемки короткометражного (совместно с преподавателями) фильма «Немое кино».
2005 г.
1. Краткая история киноискусства (2). Режиссер, воспевший тоталитарное общество: Г. Александров и Л. Рифеншталь.
Съемки короткометражных фильмов (снимали самостоятельно по заданным темам).
2. Поттероманы против толкинистов.
2006 г.
Краткая история киноискусства (3). Легендарные дивы немого кино (Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Любовь Орлова).
2007 г.
Трудности перевода (пути развития современной зарубежной литературы).
2008 г.
1. Революция в искусстве: новые темы – новые формы (начало ХХ века).
2. Краткая история киноискусства (4). Параллели в кино 60-х ХХ века: темы, герои, настроение («На последнем дыхании», «Я шагаю по Москве»).
3. Как делается современная массовая литература?!
2009 г.
Краткая история киноискусства (5). Нравственные основы фильмов ужасов.
2010 г.
Старшая школа (Бизнес-школа, 7-11 класс) с углубленным изучением английского языка и экономики.